На главную Литеры Ру
 
(495) 665-2625



Top.Mail.Ru
заглушка хотлога
Design&mastering by Eugeny Fazleev ds
Услуги по истории
На главную Литеры Ру
Услуги по генеалогии

Book |08.10.2008|
Иконописные школы

(редакция "Литеры Ру")

После крещения русского народа князем Владимиром (988г.) на Руси начали возводить храмы. Примером для зодчества, росписи и убранства храма служила Византия. Из Константинополя в русские города приезжали мастера для строительства, росписи церквей, составления мозаик. Также привозили иконы византийской школы иконописи. В13в. ситуация изменилась. Византия, раздираемая внешними врагами и внутренними проблемами, не могла больше поставлять иконы на Русь в прежнем количестве, а, после захвата в 1453г. столицы Византии Константинополя турками, поставки совсем прекратились. Тогда и появились Русские школы иконописи. Постепенно русская икона начинает отходить от Византийской школы. Можно выделить три наиболее яркие: Новгородская, Псковская и Московская школы.

Новгородская школа иконописи.
14 -15 вв. - культурный рассвет г. Новгорода.
В это время в Новгороде был свой Архиепископ, существовало вече (народное собрание), в которое входили бояре, ремесленники. Церквей было много, и стояли они в начале улицы, так как ремесленники селились целыми улицами по профессиям. И если фреска в Новгороде была под влиянием Византии, то икона уходит от этого влияния: яркая, немного примитивная, народная (архаическая).
Особенности:
1) Художественный язык иконы лаконичен, архитектурные кулисы сведены до минимума, доминирует чистый цвет.
2) Очень часто в Новгороде сопоставление красного и белого. Излюбленным цветом становится киноварный (красный). Киноварь дается в смелом сочетании с золотом фона, зеленым, оливковым, розовым и другими цветами.
3) Формы упрощаются, в них почти нет объема. Главный акцент дается на силуэте. Вырабатываются легкообозримые, лаконичные, очень выразительные сцены.
4) Получают распространение иконы со святыми, стоящими в ряд. Складывается излюбленный тип святого: крепкие, приземистые, скошенные плечи, круглые головы с мелкими чертами лиц и характерными нависающими носиками.
Псковская школа иконописи:
Псков - один из древнейших городов русских. До принятия христианства он был центром Кривичей. Долгое время считался новгородским городом, но в 1348 году Великий Новгород признал Псков своим "младшим братом", отказавшись от своего права суда над псковичами и права назначать в Псков своих посадников. Власть в городе принадлежит посаднику и совету. В совет входят представители шести концов (районов). Концы делятся на сотни, во главе которой "сотский". Сотни в свою очередь делятся на улицы, каждая из которых имеет старосту. Посадника выбирало "вече", в собраниях принимала участие не только знать, но и "черные люди" (ремесленники, торговцы). Роль князя в Пскове еще более скромная, чем в Новгороде. В церковных кругах слоя сильна плебейская прослойка (народ). И именно здесь возникает ересь стригольников (нарушается догмат троицы)

Псковская иконопись:
1) Имеет ярко выраженное художественное лицо:
   а) композиция очень часто ассиметрична и малоустойчива
   б) рисунок неточный, но по-своему всегда очень выразительный (экспрессивный)
   в) колорит очень густой, скорее сумрачный, с преобладанием изумрудного и темно-зеленых цветов. Если есть красный, то он с характерным оранжевым или розовым оттенком. Фон чаще всего желтый, реже - зеленый;
   г) разделка одежды тончайшими золотыми линиями, которые придают поверхности мерцающий характер. Колорит икон очень контрастный и драматичный. Драматизм усиливается тем, что применяется особая трактовка коричневой карнации с резкими высветлениями и резкими бликами.
Карнация - написание лика и рук
2) Манера письма широкая, энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов.
3) Иконопись в Пскове развивается в более замедленном темпе, чем Новгородская. Здесь более устойчивы архаические течения.
В 15в. Псковская икона сходит на нет и теряет свою значимость.

Московская школа иконописи:
Московская школа складывается позже, чем новгородская и псковская.
Первое упоминание о Москве в 1147г. С 1156г. начинается постепенный рост Москвы и с первой половины 13в. она имеет своего князя. Здесь преуспел Иван Калита, он назвал себя "Кязем Всея Руси". В 1338г. он возводит деревянный кремль, и митрополит всея Руси переезжает жить в Москву.
На московскую школу иконописи большое влияние имела Византия, Болгария и Сербия.
До Феофана Грека здесь очень внимательны к рисунку.
Особенности московской школы:
1) Классический рисунок
2) Единства цвета нет, но это более сдержанная гамма, чем в Новгороде и Пскове.
3) Нет экспрессии
4) Одухотворенность ликов

Светлана Лукьянчук
Литера Ру